Афоризмы и цитаты

О мальчиках и девочках

Давайте возьмем, к примеру, восьмилетних мальчишек. В этом возрасте они любят бегать и играть в разные догонялки с мячиком. Есть такая игра под названием «Моб». Один из мальчиков берет мяч, а другие 30 должны вместе гоняться за ним и пытаться любым способом этот мяч отобрать. Если его окружили, первый мальчик может либо оставить мяч у себя, либо отдать пас товарищу, который тогда становится ведущим и объектом преследования. Для этой игры мальчикам требуется большое пространство. Суть игры – набегаться до упаду.

Мальчики, очень серьезно относились к игре, но было и много смеха. Игра шла своим чередом, и мальчик-ведущий стал вести себя излишне эмоционально. Большую часть времени товарищи просто игнорировали его недовольство и продолжали играть в надежде, что все само утрясется. Но время от времени эмоции захватывали и их. Например, один из мальчиков, по имени Брайан, принялся громко плакать. Другой, Гейб, который вроде сам себя назначил лидером этого полуорганизованного хаоса, остановил всех криком: «Эй, вы все! Стоп!» – и направился к Брайану. «В чем дело?» – спросил он. Брайан сквозь слезы ответил: «Мне никогда не дают мяч». Тогда Гейб крикнул остальным ребятам: «Продолжаем! Только в этот раз мяч получает Брайан. Вот мяч. Ладно, Брайан, теперь ты ведущий. Давай!»

И все. Проблема была решена. Эмоции улеглись. Задачей мальчиков было продолжать играть в мяч, не важно, какой ценой. Эмоции просто стали помехой в игре. Слезы мальчика были чем-то вроде противной мухи, которая села на кого-то и мешает веселиться. Целью было избавиться от нее и продолжить играть. И это справедливо для всех мужчин, не важно, сколько им лет – восемь или сорок восемь.

Теперь давайте понаблюдаем, как ведут себя на той же площадке восьмилетние девочки. Лиза и Кэти играют в классики, и Кэти начинает плакать. «В чем дело?» – спрашивает Лиза. «Ты меня обидела», – заявляет Кэти. «Как я тебя обидела?» – задает вопрос Лиза. Кэти объясняет, что ей хотелось, чтобы Лиза надела такую же заколку для волос, как у нее, и она принесла такую заколку из дома специально для Лизы. Она надеялась, что Лиза расценит это как знак того, что они с Кэти лучшие подруги. Лиза отвечает, что не любит заколки для волос. Кэти начинает рыдать в голос. «Но я правда хочу, чтобы мы были лучшими подругами», – говорит Лиза.

Рыдания не утихают. Девочки начинают вспоминать, когда они познакомились и как подружились. Они говорят о вечеринке с ночевкой в гостях, строят планы, в чьем доме это будет, и обсуждают, чем там будут заниматься. Они решают выйти замуж за братьев друг друга, чтобы стать сестрами. И так далее, и так далее без конца. Классики давно забыты. Игра – только сцена для их отношений. А эмоции – способ стать ближе. Эмоции – это близость, а близость – истинная причина, почему девочки играют: они стремятся ощутить взаимосвязь. Игра – это хорошо, но зачастую она лишь оболочка истинной цели: проверить отношения на прочность.

Для девочек цель – не игра как таковая, и, если ее прервать, это ничему не навредит и не нарушит веселья. Для девочек эмоции не составляют проблемы. Эмоции – это хорошо, это возможность стать ближе. Для девочек выражение чувств требует идти на риск, требует открыться и довериться друг другу. Это хороший знак того, что отношения становятся прочнее. В конце концов Кэти и Лиза решили проблему заколки для волос: Лиза согласилась носить ее в кармане. Но решение, если они даже к нему придут, совсем не важно.»

Из замечательной книги

Дугласа Абрамса, Рэчел Абрамс, Джона Готтмана, Джули Шварц-Готтман — Женщина. Руководство для мужчин